Высшее медиаобразование в Узбекистане: опыт студентов и мнение работодателей

Нужно ли сейчас высшее образование в сфере журналистики? И что делать людям, которые не поступили на журфак? Мы поговорили с людьми, которые работают в СМИ, и спросили их, насколько важен диплом для получения работы. Также узнали мнения выпускников и студентов журфака. Оправдались ли их ожидания от университета и легко ли им находить работу?
РЕДАКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Куда можно поступить?
До 2018 года факультеты журналистики существовали только в УзГУМя и Национальном университете. В 2018 году был создан Университет журналистики и массовых коммуникаций, который должен был стать единственным вузом в стране, готовящим работников медиасферы. Такое решение было принято «в целях углубленного изучения особенностей журналистики в эпоху глобализации, ее исторического прогресса, сегодняшнего состояния и перспектив». Таким образом президент Шавкат Мирзиёев рассчитывал улучшить подготовку квалифицированных кадров.

И что мы имеем сейчас? В этом году можно было подать документы в Национальный университет, только не на факультет журналистики, а на факультет информационной службы и связи с общественностью, что почти то же самое, что и журналистика. В этом году на этот факультет на узбекском языке на грант поступили 10 человек, на дополнительный грант — 2, на контракт — 41, а тех, кто не набрал нужный балл, было 78. На русском же языке пять человек поступили на грант, на контракт — 20, а не набрали нужных баллов 13 человек.

Также в этом году открылся новый факультет в ташкентском филиале МГУ «Реклама и связи с общественностью». Не журналистика, но на грани этого. На этот факультет поступили 79 человек, из них 20 — на бюджет.

По сути, на саму журналистику в этом году можно было поступить только в новый Университет журналистики. В этом году было 10 направлений: политология, военная журналистика, информационная служба и связь с общественностью, международная журналистика, спортивная журналистика, печатное СМИ, телерадиожурналистика, медиамаркетинг и реклама, интернет-журналистика и медиадизайн.

Всего на эти позиции было 100 мест, из которых 31 бюджетное. Редакция BALKŌN запросила данные о числе всех абитуриентов, но ответа так и не получила.

Почему люди до сих пор поступают на журфак?
Мы поговорили с людьми, которые на данный момент еще учатся на журналистов, но уже работают по специальности. И с теми, кто уже давно окончил вуз.
Нодирбек Норторайев
Cтудент второго курса Университета журналистики и массовых коммуникаций по направлению «печатное СМИ». Поступить на журфак его подтолкнуло желание бороться с коррупцией. В университете ему особенно нравится то, что нет никаких лишних предметов.
«Считаю, что диплом в журналистике не так важен, как опыт и умение работать с данными. Я поступил в университет не ради диплома, а ради изучения сферы и сближения с медиа.

Думаю, что диплом не будет играть большой роли при поиске работы в СМИ. В университете нужно учиться для изучения сферы, а не для получения диплома.

Да, многие идут ради диплома, так как он нужен, чтобы работать в госучреждениях. Также фраза «мой сын/моя дочь учится в универе» — некий понт для наших людей, отсюда и коррупция в вузах. Но и не только это, просто это стереотипы.

Так как я из Карши, не мог просто поехать в Ташкент и устроиться на работу в медиа. Мне нужны были базовые знания, и университет дал мне их. Считаю, что учиться в вузе нужно, но это не самое важное при устройстве на работу».
Вера Сухина
Учится на третьем курсе Университета журналистики и массовых коммуникаций по направлению «печатное СМИ». Пыталась поступить в Национальный университет, но не попала даже на контракт. По ее словам, там была коррупция. Поступила на бюджет в Университет журналистики в год его открытия.
«Первый курс был достаточно интересным, мне нравилась теоретическая часть, например, история журналистики, какие-то спецпредметы, вроде комментарийной журналистики. Учителя практически все были ни о чем, но если хотелось, всегда можно было изучать интересные темы самостоятельно. Я познакомилась с интересными ребятами из группы, многие из которых тоже уже работали в СМИ. В этом плане могу сказать, что универ дал некоторое количество полезных контактов.

После первого курса все стало плохо, но я даже рада этому: у меня спали розовые очки относительно местного высшего образования и еще больше развился критический взгляд на узбекскую действительность.

Предметы в университете хорошие, может быть, и программа неплохая, но преподаватели, не имеющие практического опыта работы в современных онлайн-изданиях, просто не могут давать материал, нудно читают по бумажке, делают нелепые презентации, не могут связать теорию с реальным миром и привести интересные примеры. Ведь они всю свою жизнь работали в каком-нибудь «Учителе Узбекистана» и слыхом не слыхивали про соцсети, зарубежные проекты, независимые СМИ и так далее.

В основном, конечно, все знания в области медиа я получила из своего опыта работы (причем не только журналистского, но и в роли пиарщика и SMM-специалиста) и тренингов».
Сергей Кравченко
Поступил в 2007 году в Национальный университет и окончил его в 2011-м. Вот что он рассказывает про то, что было тогда с высшим образованием в сфере журналистики:
«Безусловно, то, что мне давали мои преподаватели, пригодилось мне в работе журналистом, хоть я и работал только первый год во время учебы. Моя сегодняшняя работа никак не связана с журналистикой, но все равно есть польза от знаний, которые я получил в вузе, например, широкий кругозор.

Когда учился в университете, безусловно, мне помогало это в поиске работы. Тот факт, что я студент журфака, был в мою пользу, так как работодатель знал, что по крайней мере не с улицы пришел. Потом уехал на полгода в Москву и там говорил, что я студент, и это даже на словах помогало мне на собеседовании. Если применять это к текущим реалиям, мне кажется, что диплом значит не так уж и много. В эпоху блогинга и интернета ему придают все меньше значения. Диплом нужен, только если вы собираетесь идти на госработу или в какую-то международную компанию.

Я писал дипломную работу на тему «Креативный спектр рецензии в современной периодической печати» и как пример на тот момент приводил рецензии с сайта «Кинопоиск.ру» от топовых подписчиков, которые тогда и блогерами не были. Это был пример нового формата журналистики как критики. Эти люди пишут, не имея какого-либо образования, но их зачастую интереснее читать, чем какое-то печатное издание.

Высшее образование, конечно же, получить надо, но в журналистике оно не обязательно. Вебинары, различные курсы могут сейчас дать больше».
Главные качества журналиста
По каким критериям отбирают людей в СМИ? Какими качествами должен обладать журналист и что делать, если хочет работать в СМИ?

Как отмечает главред Spot.uz Тимурмалик Эльмурадов, в первую очередь человек, который хочет получить работу журналиста, должен отличаться инициативностью. «Если человек инициативный, но не способный — ничего страшного. Легче обучить инициативного, чем привить инициативность способному.

У нас было такое, что мы не брали на работу человека с крутыми хардскиллами, потому что софт проседал. СМИ — это команда, здесь нужно быть в теме, в тренде, относиться как к проекту, детищу, а не к месту, которое тебя тупо кормит. Еще важный софтскилл — амбиции. Человек без амбиций — овощ. Амбиции толкают на то, чтобы сегодня быть лучше, чем вчера».

Тимур Абдуллин, главный редактор Repost.uz рассказал, как они отбирают сотрудников к себе в СМИ:

«Мы стараемся отбирать людей по степени их «профессиональной параноидальности» в хорошем смысле этого слова. То есть ищем кадры, которые получают удовольствие от результатов своего труда — видят охват, количество репостов, реакций, комментариев в социальных сетях. Иными словами, ищем людей с горящими глазами. У нас в редакции висит большой дисплей с подключенными метриками в режиме лайв, и каждый журналист может следить за интересом и поведением читателей после публикации материала.

При этом такие стандартизированные требования, как знание нескольких языков, филологическая грамотность и коммуникабельность, отходят на второй план в силу того, что найти на рынке хорошего журналиста и так очень трудно, его проще воспитать. Найти сразу подходящего по всем критериям — еще большая сложность либо это будет супер-звезда, с которыми в 99 процентах случаев сложно, нудно и тяжело».
Диплом — необходимость или излишек?
Так ли нужен этот заветный диплом? Есть ли от него толк в журналистике? И чем отличается человек с высшим образованием в медиа от того, кто его не имеет.

Тимурмалик Эльмурадов говорит: «Диплом — это очень хороший бонус, но не решающий показатель. Если у человека есть тупо диплом и больше ничего, то выберу бездипломника. Диплом — это не волшебная таблетка или панацея, но всегда плюс».

Бахтиёр Насимов, начальник управления по связям с общественностью в Ucell и главный редактор бортового журнала АО «Uzbekistan Airways» также согласен с тем, что сам по себе диплом не значит ничего:

«Университетское образование в идеальном мире должно давать стройные систематизированные знания. В случае журфака знания в области филологии, литературы, истории, психологии, логики, экономики и прочее. Есть ли это на практике в нашем неидеальном мире? Скорее, нет, чем да. Потому наличие диплома, может, и важно для мамы и папы, но гарантировать в журналистике оно не будет ничего».

Тимур Абдуллин говорит, что более 50 процентов из их штата не имеют высшего образования в сфере журналистики.

По словам Никиты Макаренко, который окончил Национальный университет, его диплом не видел ни один из работодателей и никогда не спрашивал. Также он отметил, что в университете не получил нужных знаний, которые пригодились бы ему на практике. Всему он обучился во время работы. На вопрос, нужен ли в наше время диплом высшего образования в журналистике, он ответил так: «Если вы хотите делать академическую карьеру, то вам нужно высшее образование. Если нет, то не принципиально».

Записывайтесь на триместр журналистики
30 ноября в академии стартует трехмесячный курс по журналистике, на котором выступят ведущие специалисты из Узбекистана и СНГ, а 10 лучших студентов к концу курса будут трудоустроены в ведущие СМИ страны.
Оцените материал
BALKŌN — самиздат академии. Журнал, в котором публикуются материалы студентов факультета журналистики, кейсы студентов маркетинга, рекламы и брендинга.