Учитесь у ведущих специалистов рынка
Заполните форму и получите полную программу ближайших курсов в Академии Медиаграмотности

«Начать бизнес — это как родить ребенка»: Нодира Вахидова о женщинах в бизнесе, мотивации и балансе в жизни

В рамках факультета журналистики в «Академии Медиаграмотности» студенты сдают обязательные экзамены, на которых берут интервью по заданной теме у выбранных героев. Выпускница первого потока курса «Искусство интервью» Татьяна Юнусова поговорила с предпринимательницей о том, как начинать свое дело, что такое риск и баланс, есть ли разница между мужчинами и женщинами в бизнесе и о некоторых мифах.

СТУДЕНЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ → Татьяна Юнусова

Fiori, «Мясная находка», проект для Avtotest… Нодира Вахидова запустила не один проект в Узбекистане, о котором мы либо что-то знаем, либо однозначно пользовались хотя бы раз. Но о личности самой Нодиры известно не так много.

— Как правило, под словом «предприниматель» рисуется портрет мужчины в костюме, в очках и с кейсом в руках. Есть ли различия между мужским и женским предпринимательством?

— Женщина женщине рознь. Мы тоже разные, есть дамы с мужским подходом, есть со своим, женским. Давайте не будем уходить в сексизм, а поговорим про мужской и женский типы мышления. У мужчин есть такие яркие черты характера: последовательность, прямолинейность, фокус на результат, высокая трудоспособность, сосредоточенность. Женщины по ментальности своей многозадачные. Они могут и работать, и переписываться, и помнить о домашних делах. Это все в женской природе.

Мужчины однозадачные, видят цель — идут к цели, не отвлекаясь на детали. Это и не плохо, и не хорошо, это просто разные подходы к делу. Мужчина прямо идет к цели от пункта А в пункт Б, а женщина идет и параллельно решает какие-то вопросы. Мужчина также может применить и женский подход к делу, взять на себя еще больше полномочий, но результат может быть разный. А есть девочки тоже целеустремленные, волевые, у которых есть задача, и они, отбросив эмоции, не отвлекаясь, идут на результат. Это более мужской подход.

Если говорить о результативности, то и в мужском, и в женском подходах главное — трудоспособность, удача и так далее. Основополагающий фактор — это когда ты пашешь не только над делом, но и над собой. Есть такой стереотип, что к женским типам бизнеса относятся салоны красоты, фитнес-центры, ателье мод. Но этим и мужчины занимаются вполне успешно. Знаю руководителей одной успешной кондитерской, они мужчины. Там очень правильный системный подход к женскому типу бизнеса.

Я думаю, такой миф сформировался, потому что чаще мужья открывают салоны или ателье для своих жен для того, чтобы они были чем-то заняты, либо для их самореализации. Но если честно, я не встречала, чтобы при таком подходе бизнес был успешен, либо мужчина оставался в управлении или финансово поддерживал.

— То есть это не миф, что, если женщина открывает дело, за ее спиной стоит либо муж/богатый спонсор, либо успешные родители?

— Смотря какой бизнес и смотря какие женщины. Нет такого, что у всех подряд есть свои спонсоры, это один из способов открытия своего дела. Есть девочки, которые эволюционно приходят к своему бизнесу. Каким образом? К примеру, она работает за кассой в кофейне, знает все процессы изнутри — как формируется заказ, какой спрос и на что, наблюдает работу с персоналом, знает примерно расходы и представляет доход заведения.

У людей есть такая дурная привычка — считать чужие деньги. Вот здесь она на руку. Спустя время она начинает строить карьеру. Накопила знания, опыт, она уже не просто кассир, а становится управляющей кофейни. Возможно, это уже не одна кофейня, а сеть, и ее компетенции растут. В какой-то момент она понимает, что обладает необходимым багажом знаний для открытия своей собственной кофейни. Вопрос — где взять деньги?

Вариант А: Допустим, у нее богатые родители или откуда-то там деньги пришли.

Вариант В: Взять кредит. Это зона риска, и тут нужно правильно, рационально оценивать свои возможности.
Бизнес — это оценивание риска. Вы должны понимать, что, если у вас не получится, (такая вероятность есть всегда), то вы получите такой финансовый удар, такой негативный опыт, что после не останется желания пробовать.
На курсах по менеджменту нас учили, что рисковать можно только 10 процентами своего капитала. Грубо говоря, если у вас дома лежит 10 000 скопленных денег, то можно рисковать только 1 000. Потому что, потеряв 1 000, выжить и оправиться легче, такой удар не сломит вас, а главное — ваше желание. Когда открываете дело, необходимо считать, невозможно, имея только «голые идеи», что-то делать, это совершенный романтизм и прямой путь к банкротству. Необходимо прописывать негативный сценарий до открытия дела и знать, что у вас есть в запасе средства, чтобы выплыть.

Вариант С: Девочка настолько компетентна, будучи администратором сети кофеин, что ей поступает предложение либо она приходит с этим предложением к инвесторам. К сожалению, такие люди не ходят с табличкой на груди «Я — инвестор». Они хотят вкладываться в развитие бизнеса, но по разным причинам у них нет времени либо желания заниматься этим делом самому. Если у человека есть финансы, это не значит, что он может достичь хороших результатов при минимальных затратах, поэтому ему выгодно найти профессионала, зарекомендовавшего себя как хороший управленец и порядочный человек. И тут человечность прежде всего.

Это не редкость, когда в вас вкладываются только потому, что вы обладаете этими знаниями. Так, вы заходите в партнерство — и вам по договоренности выделяется процент. Инвестор может быть пассивным, но это не значит, что он просто дал денег и сказал до свидания. Он спрашивает с вас, каков будет результат, через какое время и в каком размере. Необходимо договариваться с самого начала и приходить к согласию. Либо есть вариант коллаборации: он инвестор, но не пассивный, он берет некоторые функции руководителя. Тут важно тоже договориться и разделить обязанности сразу, чтобы плыть в одной лодке по течению, а не раскачивать ее.

— Изживает ли себя стереотип, что место женщины только у плиты? Женщин предпринимателей стало больше?

— Мне кажется, да. Но плита от нас никуда не девается, для себя самой надо понять, что, когда ты выходишь на определенный уровень, у тебя физически не остается сил на готовку. Сейчас это все решаемо — куча сервисов, можно нанять человека, который придет и приготовит тебе еду дома. И почему бы нет?
Женщина-предприниматель — тот же самый мужчина-предприниматель, она дома хочет отдыха и спокойствия.
Тут вопрос о договоренности со своим партнером. Если мужчина поддерживает — это прекрасно, он дает возможность развиваться, если нет, то задайся тогда вопросом — с тем ли ты мужчиной.

Мне кажется, если комфортно около плиты, то и не возникает мысли о предпринимательстве. Это тоже решение. А если внутри горит, то всегда есть выбор. В любой момент можно поменять ту жизнь, которой она живет. У нас в Узбекистане главное — поставить галочку, что ты замужем, а какой муж — неважно. Нужно знать, чего ты хочешь сама.
— Вас не называют «мужчиной»?
— Бывает, называют «братан». Для меня в этом нет ничего оскорбительного. Бизнес — это мужской мир. У меня у самой мужской подход к ведению дела. Вижу цель — иду к ней.

Чувствовать женщиной я себя не перестала. Для женщины важна эмоциональная стабильность, да и не только для женщины. Бизнес — это про созидание. А созидать можно, когда есть энергия, когда есть чем созидать. У женщины же энергия равна эмоции.

— Правда, что женщинам легче в делопроизводстве?

— Опять же речь не о всех женщинах, дело начинается с мелких деталей. Женщины более педантичны, они видят мелкие детали, более усидчивые, исполнительные. Замечаете, что в сфере бухгалтерии чаще работают женщины? Каждый направляет свою энергию в то русло, где увидит результат. Посади мужчину за цифры, он взорвется от своей кипучей энергии.

Женщина в бизнесе не перестает быть женщиной. Женское очарование, игривость, улыбка — все это помогает.

— «Вы так очаровательно улыбаетесь, давайте подпишем договор?». Было ли такое? Ваша улыбка — козырь на переговорах?

— Конечно, было. Я работала торговым представителем. Все торговые представители через такое проходят. Улыбка у меня в заводских настройках. Я улыбаюсь, даже когда мне тяжело. Бывает, моя улыбка вытаскивала меня из депрессивного состояния. Она, в принципе, многофункциональна.

— Вы были учредителем в «Мясной находке» и автором проекта в «Автотест», занимались цветочным бизнесом. Вам не говорят, что вы непостоянная?

— В лицо — нет. Боятся, наверное, но это имеет место быть. Я сначала очень ругала себя за это непостоянство, что прыгаю, не могу сосредоточиться на чем-то одном. Потом поняла, что это часть моей натуры, я люблю новизну. В рутине задыхаюсь.

Когда ты начинаешь воевать сама с собой, это хуже всего, ты идешь на разрушение себя. Я беру проект и довожу до какого-то этапа. Мне нравится сам процесс созидания, то, как это все строится и облачается в какие-то материальные вещи. Проекты бывают и провальными, и успешными.

Прежде надо разобраться в себе. Мы все разные. Нужно найти свое. Чтобы начать дело, нужна уйма энергии и сил, это как запускать ракету в космос, но когда она начинает двигаться по орбите, все идет спокойнее. У меня достаточно энергии для запуска, дальше мне неинтересно. Есть люди, которым нравится улучшать процессы, кому-то нравится администрирование. Нужно найти свою сильную часть и прокачивать ее, а на свою слабую сторону нанять человека.
Не надо быть универсальным солдатом, иначе ты останешься средним значением.
Пока ты будешь улучшать свои слабые «скилы», тебя могут обойти конкуренты.

— Как наше государство способствует женскому предпринимательству? Есть ли программы помощи, кредитования?

— Не знаю таких программ, может, и есть. Мне не предлагали. Есть сообщества девочек-мамочек, которые друг друга поддерживают, прокачивают себя. Кредит получить тяжело как женщине, так и мужчине.

— Какие трудности ждут при открытии своего дела женщину?

— Это как родить своего ребенка — ты так же не спишь. Тебе нужно сосредоточиться на своем детище. Все должно быть по-взрослому, иначе завалишь дело. Обязательно надо изучить его изнутри, все финансовые вопросы, иначе это будет очень дорогой опыт. Особенно, если это твои материальные ресурсы.

Тут важна поддержка дома, чтобы не крутили мозги. Не все хотят, чтобы рядом находился «солдат в юбке». Хорошо, когда есть партнерские позиции, но надо уметь оставлять работу за дверью дома. Надо умерить свою эмоциональность и стараться питать себя созидательной энергией.

— Вы активно ведете свои социальные страницы в Facebook, Instagram. Поступают ли просьбы о поддержке, консультации?

— Да, пишут, помогаю девочкам от души. Я хочу, чтобы девочки развивались, у них очень много страхов, неуверенности. Мальчикам в меньшей степени. У них и так достаточно менторов.

— Вы работаете с Uzbek-Turkish Trading House. Есть ли разница между турецким и узбекским ведением бизнеса?

— По моему опыту, разница есть. У турецких предпринимателей более европейский подход. Считают, что турки — обманщики, непорядочные, но на деле я не столкнулась с таким явлением. Они выдерживают сроки договоренности. Если обещают — они делают либо не обещают. Не тянут кота за хвост.

Турки — большие трудоголики. У нас между делом очень любят поговорить. Не та эффективность исполнения дела. В Турции больше женщин-предпринимателей. Они ответственнее мужчин, у них очень высокие требования и планки. И нужно соответствовать им. Мне кажется, мужчины даже побаиваются своих женщин.

— Что вас мотивирует на открытие новых проектов, кроме любимого чувства новизны? Где берете силы и мотивацию?

— Возможность сделать людей чуть счастливее. К примеру, если по итогу в деле вижу конечный результат, готовый продукт, неважно, услугу, которая нужна потребителю, это меня сильно мотивирует. Стараюсь брать мотивацию из всего. Самое простое — из ритмичной и энергичной музыки. Я не могу слушать классику или романтику. Важен активный отдых, времяпровождение с семьей.

— Как найти баланс между семьей, предпринимательством и собой? У вас трое детей. Вы вплотную занимаетесь бизнесом. Не бывает ли так, что время, уделенное бизнесу, идет в ущерб детям?

— В первую очередь нужно понять, поддерживает ли тебя твой партнер. Это составляет 50 процентов успеха, потому что важно, когда дома тебя поддерживают. С детьми я за качественное времяпровождение, чем за количественное.

Лучше провести час с детьми — болтать, дурачиться, валяться, играть вместе в Х-box, чем я буду целый день с ними, но в телефоне. Мы можем по дороге в школу сбежать за город. Я не люблю день сурка. Дети меня в этом поддерживают.

— Что легче — вдохновлять мужчину на подвиги в предпринимательстве или руководить самой?

— Если ты выбираешь мужчину-лидера, то должна свои амбиции поумерить и стать в позицию вдохновительницы. Если же хочешь руководить, то нужно снизить какие-то требования, планки к мужчине, чтобы не было дисбаланса. Не существует таких мужчин, как мечтают некоторые женщины: чтобы он и бизнесменом был, и сидел дома, уделял любимой внимание.

— Один из ваших принципов в бизнесе гласит: «Учитесь налаживать контакт с людьми. Любыми». Как наладить контакт с человеком, который не по душе? А он, к примеру, готов вложиться в вашу идею, дело?

— А нужно ли налаживать контакт? Нет, я не буду налаживать контакт, причем на такой ключевой позиции, как партнер. Грубо говоря, «лишь бы выйти замуж». Итог определен.
С человеком должно быть комфортно. Должна быть общность интересов, а главное — общность ценностей. Я выбираю людей по ценностям.
Если для меня «не укради», «не соври» — принципиальные вещи, а для партнера или сотрудника — нет, то нам точно не по пути. Повторюсь, сначала для себя надо решить и выписать, что тебе важно в человеке, а потом подбирать под себя людей, основываясь на человеческих качествах и профессиональной компетенции. Это неразделимые вещи. Если вы не сходитесь, союза не получится. Я не смогу быть с человеком — хорошим профессионалом, но при этом с ценностями, не совпадающими с моими. Знания можно подтянуть, но личные ценности не вырастишь.
Оцените материал