Подробно о том, кто и зачем прослушивает наши устройства

Многие всерьез обеспокоены тем, что их ежедневно прослушивают через смартфоны и гаджеты. Разбираемся по порядку так ли это, и если нас действительно прослушивают, то для чего.
РЕДАКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Иллюстрация: Manuela Martin Figueroa
Многие всерьез обеспокоены тем, что их ежедневно прослушивают через смартфоны и гаджеты. В сети даже собираются целые группы людей, протестующих против массовой прослушки населения корпорациями-гигантами типа Facebook или Apple. Разбираемся по порядку так ли это, и если нас действительно прослушивают, то для чего.

Оговоримся сразу — конкретно вас никто не прослушивает. Если, конечно, вы не связаны с большой политикой. Каждый из обычных пользователей — лишь обезличенная иконка в таблицах с миллиардами таких же иконок. Однако, все настолько просто лишь на словах.

Сегодня сложно отследить откуда пошли слухи, что пользователей смартфонов ежедневно прослушивают. Самый распространенный тому аргумент — что-то и когда-то сказал знакомому при встрече, и почти сразу начал активно получать рекламу этого продукта в социальных сетях. Крупные издания по всему миру проводят собственные эксперименты, чтобы узнать так ли это на самом деле. Некоторые заявляют, что смартфоны даже в выключенном состоянии собирают данные о пользователе и при подключении к сети передают их в корпорации. Другие в течение недели демонстративно выкрикивают тематические выражения в надежде, что начнут получать рекламу схожую их «запросу». Однако до сих пор нет четкого ответа — прослушивают ли нас на самом деле и для чего?

Зачем прослушивать, если можно подглядывать
Так или иначе все беспокойство сводится к одному страху — корпорации узнают интимные подробности личной жизни пользователя. И прежде чем ответить на вопрос о «прослушке», важно рассказать, что для составления характеристики о владельце смартфона, необязательно его прослушивать. Пользователь и сам делится всеми подробностями своей жизни — просматривая ленту соцсетей, вводя поисковые запросы, посещая те или иные места. Корпорации считывают все эти данные и на их основе составляют практически полный ваш портрет. Сегодняшние алгоритмы считывания информации способны только по вашим лайкам понять кто вы, чем увлекаетесь, куда чаще ходите и даже сколько вы примерно зарабатываете.

В двух словах можно сказать, что практически вся современная цифровая экономика держится на этом — вы получаете бесплатный «фэйсбук» и «инстаграм», но взамен делитесь своими данными, которые корпорации продают рекламодателям. И ваш цифровой отпечаток может рассказать о вас даже больше, чем вы хотели бы скрыть. Специалист по Big Data Артур Хачуян утверждает, что возможно и голосовая прослушка, но с юридической точки зрения вы сами даете на это право — пользуясь современными голосовыми помощниками типа «Алисы», Siri, Alexa и Ok, Google. Однако в этом случае компании не ведут постоянную запись вашего голоса, а лишь «цепляют» ключевые слова, на основе которых можно определить ваши интересы и потребности. Об этом он подробно рассказывает в интервью с Ильей Варламовым на его YouTube-канале:

«Берешь айфон, публикуешь фотографию и фэйсбук знает где эта фотография была сделана. Это очень легко проверяется — открываешь мета-теги фотографии и там будет вся информация. У нас есть набор собственных меток, которые помогают определить даже твою сексуальную ориентацию».
В глобальном плане это не такая большая проблема, какой ее раздувают. Никто не собирается сливать в сеть ваши личные фотографии, либо шантажировать вас какой-либо конфиденциальной информацией, которой вы делились в мессенджере, или храните в смартфоне. С этой точки зрения, ваша информация защищена максимально надежно. Для корпораций вы лишь обезличенный пользователь, чей отпечаток сливается в одну общую статистику по стране, полу, возрасту или любым другим обобщенным критериям
Мы сами даем согласие на прослушку
Однако, упомянуть стоит не только о смартфонах. 11 апреля Bloomberg опубликовал расследование, где выяснилось, что тысячи сотрудников Amazon по всему миру прослушивают записи с голосового помощника Alexa. Vc.ru утверждает, что так делают все разработчики интеллектуальных ассистентов — Apple, Яндекс и Google.

Команды сотрудников с разных уголков мира, подписывая договора о неразглашении, ежедневно обрабатывают голосовые данные владельцев умных колонок в закрытых арендованных офисах, не имеющих опознавательных знаков. По словам издания, сотрудники определяют ключевые слова в запросах пользователей, чтобы ИИ мог быстрее реагировать на запрос и лучше его распознавать. Иногда попадается и личная информация пользователей — номера кредитных карт, адреса или счетах — такие данные помечаются как «критические» и доступ к ним блокируется.

Google в свою очередь признался, что тоже «слушает» пользователей и хранит все записи на серверах, но сотрудники имеют доступ лишь к малой части запросов и с искаженным голосом. Также у устройства Google есть кнопка отключения микрофона, которая прерывает передачу данных в компанию. Однако, такой функцией может похвастаться далеко не каждая корпорация в этой нише. Например, изначально HomePod от Apple поставлялся с функцией прослушки по умолчанию, и только в начале 2018 года появилась новость, что функцию непрерывной прослушки можно будет отключить с новым обновлением.

Следят ли за нами в итоге, и что из этого следует
Если коротко, то нас «слышат» и «видят», но не «слушают» и «следят». Корпорации имеют доступ практически к любой нашей информации и могут максимально точно определить нас и наше местоположение. И если они и используют эту возможность, то в масштабах всего мира и в максимально обезличенном виде. Одни — для составления портрета своей аудитории и последующей продаже этой статистики рекламодателям, другие — для совершенствования своих продуктов для пользователей, т.е. — нас.

Не стоит также забывать, что мы сами даем согласие на использование этих данных, соглашаясь с очередным всплывшим пользовательским соглашением. При желании, пользователь может отказаться от сбора многих данных компаниями-производителями смартфонов и других гаджетов, или соцсетями.
Оцените материал
BALKŌN — самиздат академии. Журнал, в котором публикуются материалы студентов факультета журналистики, кейсы студентов маркетинга, рекламы и брендинга.