Как брать интервью, чтобы его хотели смотреть, читать и слушать

Интервью сегодня — главнейший жанр журналистики и блогинга. Абсолютно любой спектр или текст упирается в то, что вам придется разговаривать с людьми и получать информацию. Однако не все знают что такое хорошее интервью и обходятся классическим «вопрос-ответ». Собрали для вас 12 советов о том, каким должно быть хорошее интервью сегодня.

Из всех разновидностей, можно выделить два основных типа: политическое и портретное интервью. В первом вы задаете вопрос и получаете конкретный ответ, во втором — раскрываете персонажа в контексте. Либо контекст через персонажа. То есть — прорисовываете портрет.

Портретное интервью — самый простой вид и его практически невозможно испортить. Например, вы опросили кучу людей, чтобы составить портрет персонажа. Человек, читающий такое интервью, должен представить мысли, поведение человека и его эмоции. Вы буквально рисуете его. Политическое интервью — это чаще Q&A (вопрос-ответ), в котором вы задаете тему и определяете настроение.

Что сделать, чтобы интервью было интересным

Чтобы интервью получилось искренним и интересным, первым делом нужно расположить к себе собеседника. Если он изначально настроен к вам скептически: ждет провокации, конфликта или понимает что вы можете очернить его — он вам не расскажет ничего, кроме воды.

Нащупайте его интересы и попробуйте начать диалог с них: возможно человека интересуют кошки, дорогие автомобили или он увлекается живописью. Заведите случайный разговор об этом. Только расслабленный и спокойный человек, не ожидающий от вас катастрофы, ответит на все интересующие вопросы.

Как готовиться к интервью

От хорошей подготовки зависит почти весь успех интервью. У вас не должен быть просто подготовленный список с вопросами. Очень важно перед интервью просмотреть все, что было сказано, написано, опубликовано этим человеком до вашего интервью.

Возможно, кто-то до вас уже задавал ему все эти вопросы, тогда ваш текст или запись будут лишь еще одним повторением всего, что уже есть в сети. Важно понимать что вы хотите от героя и с какой точки зрения собираетесь раскрывать его. Возможно в процессе изучения вы узнаете, что некоторые темы для него особо щепетильны и он ни при каких условиях не отвечает на них.
О чем спрашивать, если уже спросили обо всем
Допустим, вы берете интервью у очень популярного человека, который до вас дал сотни интервью. О чем тогда спрашивать его? Для начала — определите точки соприкосновения с героем, о чем вы хотите рассказать в интервью с ним? Проведите бессонную ночь, изучите все интервью и выделите для себя тот оставшийся 1% тем и вопросов, которые еще не обсуждали с этим героем.

Основная работа в интервью начинается не когда вы приходите к человеку и говорите «здравствуйте», а когда в вашу голову приходит мысль, что вам нужно поговорить с этим человеком и вы начинаете искать о нем информацию, задаваясь вопросом «что спросить?». Нет неинтересных людей. Даже самые скучные и закрытые люди могут удивить вас при правильном подходе.
Что такое высокочувствительные интервью
Это разговоры с людьми с повышенными потребностями: детьми, жертвами насилия, тяжелобольными. Тут нужно быть максимально аккуратным и тактичным. Помните железное правило — все что касается закрытой двери дома человека — вас и вашего читателя интересовать не должно.

Многим интересно «копаться в грязном белье», но вы должны объективно понимать насколько это неэтично с вашей личной стороны и как сильно это повлияет на имидж издания или проекта, для которого берется интервью. Чтобы проверить насколько ваши вопросы этичны, просто представьте что их задают вам.
Что такое высоко-чувствительные интервью

Готовьте план интервью, но не следуйте ему

Если вы будете следовать строго подготовленному плану — интервью получится сухим. В процессе человек может переключаться на темы, которых ваш план не учитывал. Если в такой момент вы понимаете, что эта тема потенциально интересна — забывайте про свой план.

Но следите за разговором — очень распространена ошибка и в обратную сторону, когда человек теряет суть интервью и в итоге получает кашу, в котором ценной информации максимум на 10%. Избегайте незаконченных мыслей. В процессе разговора человек может часто перескакивать от темы к теме — так устроен наш мозг. Ваша задача — ставить заметки и возвращаться к незакрытым темам. Иначе в конце вы обнаружите, что ваше интервью — это полотно незаконченных мыслей.
Что такое высоко-чувствительные интервью

Хорошее интервью — это выход из зоны комфорта

Не бывает хороших интервью, где вы сидите спокойно и ведете диалог. Хорошее интервью — это всегда выход из зоны комфорта. В такие моменты человек перестает контролировать себя и свои мысли, и если он расположен к вам и не закрыт — начнет выкладывать всю правду на стол. Прежде, чем брать интервью, составьте план.

И это должен быть не просто список вопросов, а буквальная смысловая структура: одна часть про становление персонажа, другая про конфликт. И помните — не бывает плохих героев. Бывают плохие журналисты. Взять интересное интервью можно даже у самого скучного на земле человека.

Еще больше знаний — на курсе «искусство интервью»

Научим практическим навыкам ведения интервью. Дадим полное понимание того, как готовиться, проводить, искать информацию и находить вопросы. А также — как раскрепостить интервьюируемого и вести себя уверенно.