11. Редакционная политика
Спикер: Борис Жуковский. Сооснователь и главный редактор издания hook.report. Автор проектов «В целях обеспечения» и «Ташкент вокруг».
Редакционная политика.
Что это такое? Зачем оно нужно? Как её составлять? И почему это нужно?

Начнем с т.н. "вопросов тысячелетия", с решением которых бьются множество редакторов и редакций – "Е" или же "Ё"? "Майкрософт" или "Микрософт"?
"Телеграм" или "Телеграмм"? "Олег Ким" или "Ким Олег"? "Постановление Президента" или постановление президента?

Ответ на любой подобный вопрос – редакционная политика. Это документ, в котором редакция прописывает спорные моменты: правила употребления Е или Ё, правило того с какой буквы нужно писать "президента" и прочее оформление текста до самых мелких деталей.

Редакционная политика — это то, что описывает в первую очередь как выглядит ваш контент, в нее так же входит описание этики поведения авторов в каких-то конкретных ситуациях. Например, у тех же Ведомостей в редполитике есть пункт, по которому журналисты и издания не имеют права получать от кого бы то ни было со стороны подарки дороже 25$, всё что выше они должны отослать обратно и отдать. Так же могут описываться правила проведения интервью, правила общения с респондентами, правила того, что никто из журналистов не должен позволять оплачивать свой счёт в том же кафе, потому что в дальнейшем кто-то мог бы использовать это против них. Для избежания подобных ситуаций все эти правила прописываются в подобных документах.



Кому нужна редполитика, как документ? Кому, по сути, нужно её составлять?

Блогам любых компаний стоит обзаводиться редполитикой. Она может содержать не только список слов, которые нельзя употреблять, она также может делать отсылки к названиям конкурентов, можно ли их употреблять в публикациях или как-то говорить о них или вообще о них не говорить никогда, правила обращения к пользователям и т.д.

Так же редполитика нужна интернет-магазинам, новостным и обучающим проектам, всё это можно определить в большую группу проектов и изданий, которые занимаются созданием контента и коммуницируют с людьми.

И, естественно, редполитика нужна любому уважающему себя СМИ.

Вопрос к тем, кто работает в СМИ или в других компаниях, связанных с контентом – есть ли у вас редполитика, что в ней есть, чего в ней нет?

- В частности там больше написано про то, как вести сам текст, оформление, касательно больших и маленьких букв. (Редполитика Репоста)



"Универсальность" редполитики

Важно знать, что редполитика никогда не может быть универсальной. Если взять ту же редполитику Repost.uz, то она не подойдет к Hook.report, он не сможет по ней работать. Если взять политику Gazeta.uz, то Repost.uz так же не сможет по ней работать, потому что внутри редакции существуют абсолютно другие правила, по которым она живет.

Очень часто именно редполитика составляется на основе реального опыта конкретных людей, редакторов и авторов. Это живой документ, который постоянно чем-то дополняется, в который постоянно вносятся какие-то изменения, если случилось что-то нехорошее. И если есть шанс добавить какое-либо правило, чтобы избежать чего-то нехорошего в дальнейшем, то почему бы этого не сделать?

Так же она не может быть универсальной, потому что многие СМИ живут в своей собственной реальности и тематике. Им нужны свои эксперты, свой особый язык общения со своей целевой аудиторией, который не подошёл бы другим. Поэтому довольно плохая практика, если вы заводите своё СМИ или какой-то проект, взять чужую редполитику, скопировать её и сказать всем авторам "Пишите вот так". Это не сработает в большинстве случаев и ситуаций, которые могут возникнуть и оказать больше негативного эффекта, чем позитивного.



Зачем конкретно нужна редполитика в каждой конкретной ситуации:

  • Редполитика структурирует внутренний опыт редакции. Те же правила про подарки не дороже 25$, они появляются в догме ведомостей не случайно. Вероятно, до этого у них были неприятные случаи, связанные с этим, возможно какому-то журналисту подарили дорогие часы стоимостью условно в 500 000$, потому что издание одно из самых масштабных в России и влияние у него колоссальное. Человек может получить какой-то подарок, а потом сгладить какие-то факты, что-нибудь приукрасить, скрыть и тем самым подставить под удар своё издание.
  • Чтобы авторы не "тупили" без помощи редакции. Допустим вы набираете себе внештатников, или нанимаете фрилансеров, или берете SMM-агентство, или копирайтера со стороны. Вы можете дать ему прочитать этот документ и у него отпадет большинство вопросов на счёт того, как работать с контентом, как писать, как себя вести и как говорить. Т.е. если бы этого не было, то всем бы авторам пришлось бы в частном порядке объяснять, процесс работы, как мы пишем, как мы говорим, как мы общаемся. Это намного упрощает жизнь людей, которые занимаются с людьми со стороны, ну и соответственно тем, кто приходит работать в редакцию, а также корректора, других редакторов и выпускающего редактора.
  • Редполитика необходима для того, чтобы у издания был единый стиль. То, как пишет НОЖ, намного сильнее отличается от того что обычно пишет Газета.Ру.
    Также, она помогает избежать внедрение "авторского" стиля, который негоден в контексте издания. Пример – был один внештатный автор на Voice of Tashkent, который написал статью про бильярдные клубы города. Нет, чтобы начать с перечисления того, что у нас есть бильярд, когда он появился, кто этим занимается, он выпустил фразу что-то в стиле – «… - 8 часов утра, яркого теплого октябрьского утра. Я, чувствуя наслаждение от будущей партии, поднимался по лестнице в клуб». Понятно, это может быть для кого-то красиво, но не в контексте СМИ. Спор с этим человеком продолжался дня 2 после редактуры, о том, что эти вещи нужно как-бы убирать, они не несут никакой пользы для текста, запутывают читателя и не дают ровным счётом никакой информации. По итогу этот человек очень сильно обиделся на нас, и начал всем говорить, что мы "очень нехорошее издание и зарезаем авторский стиль".
В случае если есть редполитика, можно просто скинуть человеку ссылку с тем что допустимо для издания, сказать "у нас это не допустимо, если хотите чтобы вашу статью опубликовали, пожалуйста переделайте". Это избавляет редактора от пары дней головной боли и споров.



«Редполитика – это закон, а редактор – это полиция» (с) Максим Ильяхов.

То есть это документ, дающий основные правила, а редактор только следит за тем, чтобы эти правила исполнялись другими редакторами более низкого порядка и корректорами.

Бывают конечно случаи, когда редполитика не нужна:

  1. Если у вас мало авторов. Т.е. допустим у вас маленькое профильное студенческое сми, в контексте одного вуза, на которое пишут 2,5 человека, то вам незачем составлять 30-40 страничный документ, по которому авторы будут работать. Вы как редактор сможете лично объяснять, что "так", что "не так" и всё будет строиться чисто на этом. Но если авторов будет больше, если их будет 10-20-50 человек, то эта политика обязательно понадобится.
  2. Если вы не знаете какими должны быть ваши тексты. Это довольно часто встречается среди изданий, которые уже сформировали свои цели, свой посыл, определились со своей аудиторией, но всё-таки иногда в случае каких-то маленьких вещей. Если вы не знаете, как ваши тексты в идеале должны выглядеть, если вы только на пути к тому, чтобы прощупать вашу аудиторию, прощупать язык, на котором эта аудитория говорит и хочет читать, тогда вы пока можете отложить процесс составления редполитики, оставить его на какой-то другой этап, когда всё остальное будет сформировано.



Как сформировать редполитику:

Во-первых, нужно понять, зачем всё это нужно? Для чего вы садитесь составлять этот документ? Прокрутить у себя в голове все проблемы, с которыми вы сталкивались на протяжении, допустим, года работы без редполитики. Вспомнить все ошибки авторов, которые они допускают и уже потом, чётко понимая, что редполитика поможет вам избежать этого всего, взять и сделать её.

Во-вторых, понять цели, ценности и задачи, как самого документа, так и своего СМИ. Если у вас эти пункты уже прописаны, то это пункт можно пропустить.

В-третьих, составить скелет будущего документа. Придумать какие в нем будут разделы, о чем вы там будете говорить и что делать, и дальше расширить каждый раздел.



Практика.

Задание: представить ту сферу, где вы работаете в роли редактора какого-то СМИ и набросать структуру редполитики, которая могла бы быть в вашем издании, по пунктам.

Ответы:

Ответ 1:
Подзаголовки:

  1. Какой должен быть основной формат текста (подзаголовки, формат шрифта, пунктуация)
  2. Максимальная длительность работы над статьей, степень сложности статьи и сколько над ней необходимо работать. Периодичность выпуска статей издательством.
  3. Правила общения с теми, у кого автор берет интервью. Что делать если просят прислать вопросы заранее, или если просят что-то удалить. В каких случаях это можно делать и нет. Что категорически запрещено делать и что нет.

Ответ 2:
Подзаголовки:

  1. Правила написания материала (подзаголовок, лид, текст, доп. источники).
  2. Ведение интервью (место, время, средства на покрытие счетов журналиста, ведение беседы с человеком)

Ответ 3:
Подзаголовки:

  1. Тематика издания: какие темы можно освещать, приблизительная аудитория, цель.
  2. Рубрики и форматы.
  3. Спорная орфография.
  4. Технические вопросы.



Структура "в вакууме" редакционной политики по Максиму Ильяхову, на основе которой можно составлять редакционную политику в СМИ или блогах:

  • В первую очередь необходимо выделить отдельную главу под идеологию и полезные действия издания. То есть, с самого начала вы прописываете не то, как вы пишите, что вы пишите, а изначально для чего и что вы этим хотите добиться. Вы должны чётко прописать ваши цели, например – повышать правовую грамотность людей, выводить госорганы на новый уровень контакта с людьми, противодействовать пропаганде и т.д. Всё это прописывается в самом начале, на самом видном месте, чтобы никто этого не забывал, когда работает для вашего издания
  • Следующее – профессиональные стандарты и принципы работы. В этом блоке как раз-таки можно прописать, о том, что нельзя использовать своё положение, как журналиста, в личных целях.

  • Далее – темы, рубрики, разделы сайта/издания. Т.е. можно в самом начале этого документа указать какие темы вы берете, какие темы не берете. И когда к вам придёт внештатник или штатный журналист предложит написать о чём-то, что в этот пункт не входит по тем или иным причинам, вы можете сразу отказать ему в публикации его материала.

  • Структура статьи и раздел статьи на блоки. Здесь прописываются определения и конкретные правила издания про заголовки, про лид, про кикер, про то, что нужно всё делить на блоки и заголовки. Все правила пригодные для вашего издания в плане структурирования статьи по её логическому делению относится в этот раздел.

  • Далее идет пункт про абзацы, где прописывается максимальная длина абзаца. Здесь можно установить чёткие правила, что один абзац — это одна законченная мысль, или одно определенное конкретное действие человека, которого ты описываешь.

  • В предложении разбираем знаки препинания, разбираем стилистику текста, его подачу, язык, длину предложения, шрифт и размер текста.

  • Следующее – Слово. Здесь, собственно, разбираем все Майкрософты, Телеграмы, Е и Ё, о которых мы говорили в самом начале. Т.е. абсолютно всё- что вам кажется правильным и нужным использовать, так как на одно и то же нет однозначного ответа. Все эти моменты можно прописать.

  • И технические подробности – Оформление, подача и регламент. То есть то, о чем уже говорили – сроки сдачи материала, что будет с автором если он не написал статью в обговоренный с редактором срок или может быть прописать заранее, что на каждую статью дается не больше недели, а потом ещё не больше трех дней для редактора, который будет смотреть эту статью, и если редактор её не посмотрел то уже у редактора будет какой-то штраф или санкции. Этот пункт во многом помогает упростить работу редактору и копирайтеру которые будут просматривать статью после её написания.
В принципе если составлять редакционную политику по такой структуре, документ получится максимально удобным и практичным. Можно что-то убрать, можно что-то добавить исходя уже из ваших целей, потребностей и личного опыта, как редакции. А так в принципе если вам нужно будет сделать редполитику, стоит обратить на это внимание, НО это не жесткая аксиома построения редакционной политики.


Далее разберем структуру редполитики одного российского интернет-магазина. Их редполитика направлена на тех людей, кто отвечает комментаторам в их социальных сетях, или пишет им в Direct и так или иначе общается с людьми. В ней собрано главное: т.е. они описывают что это, зачем, и почему вообще они написали этот документ. Далее - как мы общаемся с покупателями, как мы работаем с негативом и как мы отвечаем на частые вопросы.

Их алгоритм общения с расстроенным или злым покупателем, и каждый кто работает у них в отделе должен следовать этим правилам:

  1. Покупатель предъявил претензию, покупатель зол.

Что нужно сделать:

1. Извиниться.
2. Посочувствовать.
3. Выразить сожаление.

Покупатель немного успокоился

Что нужно сделать:

  1. Прояснить ситуацию.
  2. Задать вопросы о том, что произошло, почему он недоволен, почему он зол.
  3. Показать заинтересованность в его проблеме.

Действуя пошагово по этим пунктам, они могут работать с любым негативом, который к ним приходит и самое главное – работа их отдела, который отвечает за коммуникацию, никогда не будет зависеть от того, какой человек пришёл. Не имея такой структуры, каждый сотрудник отдела вел бы себя совершенно по-разному, не составляя тот единый образ компании, который они как её представители должны составлять.

Подобные алгоритмы могут пригодиться в любом случае, в любой ситуации, когда кто-то работает, как передатчик информации, будь то СМИ или комментатор в интернет-магазине. Во многом работать становится проще, не нужно ломать голову над тем, что делать, у тебя есть алгоритм, по которому ты работаешь. А если ты владелец этого бизнеса или глава отдела, то тебе не приходится каждый день поправлять человека, который что-то там запорол, или из-за которого на вашу компанию хотят подать в суд из-за оскорбления.



Этика в редполитике

Давайте подумаем, какие ещё есть этические моменты, которые могут происходить в жизни у журналиста или сотрудника, которые можно было бы добавить в редполитику в целом?

- Если у вас есть возможность добыть информацию и написать статью, но если вы, например, напишите имя этого человека, источника, то у него будут большие проблемы. Я просто смотрела фильм "Пятая власть", про WikiLeaks, там редактор написал имя одного человека, которого потом убили.

Т.е. прописывать в той же редполитике вопросы конфиденциальности источников, насколько сильно мы их сохраняем, это действительно неплохо, но с другой стороны если мы обеспечиваем в редакционной политике конфиденциальность источников, прописав несколько правил, как "опасность для его жизни", "опасность для журналиста" или "ущерб для репутации" и позволяем себе анонимизацию какого-то источника, то мы там также должны прописать и о том что этих источников должно быть несколько.