14. Узкоцелевое СМИ
Спикер: Барно Икрамова. Главный редактор журнала ANATOMICA
Что такое нишевая журналистика и как создаются журналы?

Меня зовут Барно Икрамова, я главный редактор журнала Anatomica. Наш журнал о культуре здоровья, красоте и качестве жизни. Расскажу немного о себе. 27 лет прошло как я сделала первую свою статью в газете. 10 лет как я работала в глянце и можно сказать, что вместе со мной и моими коллегами зарождался глянец в Узбекистане, в 2004-м году я поступила на работу в BellaTerra и считается что зарождение глянца в Узбекистане связано с этим журналом. Я выросла от внештатного автора до позиции гендиректора издательского дома.

До создания Анатомики, ко мне обратились сразу 3 человека с тремя предложениями. Первое – журнал о бизнесе, второе с текстильного комбината и третье – о медицине. Я создала всем одинаковые бизнес-планы и только медицина осталась на первом этапе. Для женщины это очень близко: медицина, качество жизни, здоровье семьи. При создании журнала, как только тема доходит до денег – сразу проявляется, на каком уровне твои желания. Очень важно, когда вы что-то создаете – знать цену своего продукта. Эта цена и ваша, как специалиста.

Прежде чем создать журнал – нужно проделать несколько шагов:
1. Решение
2. Концепция журнала
3. Определение целевой аудитории
4. Бизнес-план.

Эти 4 шага взаимодействуют.

Важные пункты: команда, выбор типографии, создание первого выпуска, сбыт, распространение и дальнейшее развитие.



Самое первое – это решение.

Очень важно, чтобы оно было настоящим. Когда вы разговариваете со своим будущим учредителем, вы должны со всех сторон обсудить вопрос: «есть ли смысл?». То есть вы изучаете, делаете анализ рынка, существуют ли такие издания у нас и стоит ли создавать похожее. Нужно знать, что вокруг похожих журналов очень много. Нужно понимать, сможете ли вы заработать.

У нас выходит около 125-ти газет, а журналов около 300. Это уже хорошая цифра, потому что я поняла, что таких редакций, как у меня – где-то 400-500. Эти люди существуют, творят, создают что-то новое и их читают, иначе бы их не было в списке.

Прежде чем регистрировать издание – мы должны определить какого формата будет журнал или газета, есть ли аналоги, что в нем будет ценного и как будет генерироваться контент.

На сегодняшний день на рынке существует 2 вида глянцевых журнала: отечественные и по франшизе. С одной стороны, по франшизе очень выгодно работать, потому что уже не думаешь о рекламодателях, но большую долю нужно будет отдавать владельцу издания. Отечественные намного легче, потому что менталитет с читателями почти одинаковый. Но это большие вложения и большой риск.

Когда мы обозначились с форматом, периодичностью, объемом и языком публикаций и решили кто будет главным редактором – мы регистрируем журнал. В АИМК наши документы держали полтора месяца, потом прислали ответ, что что-то было неправильно сделано по образцу и очень долго тянули этот момент регистрации. И когда я через знакомых пыталась как-то повлиять, они мне дали готовый устав Zira.uz, которые тоже получали лицензию. Я подправила по формату и таким образом получила лицензию и регистрацию. Нужно быть настойчивым и находить какие-либо механизмы.

Первое что мы делали – искали офисное помещение, технику, канцтовары и доступ к Интернету. Потому что многие учредители не понимают, как создается издание, думают, что его можно создавать на коленках.

Когда уже мы определились с примерной концепцией и наши документы лежали на регистрации, я дальше очень долго думала о концепции издания. Медицинских изданий в Узбекистане очень много. В основном они были созданы по материалам из интернета, переводились на узбекский и таким образом распространялись. И очень редко в журналах была эксклюзивная информация. Я очень хотела, чтобы наше издание было экспертным, эксклюзивным и авторитетным. Чтобы люди хотели приобрести его, он должен быть как произведение искусства. И в журналистике, и в текстах я ищу музыку. Когда в тексте нет ритма – я возвращаю его обратно. Он должен легко читаться.


Важно определиться с целевой аудиторией


Я решила, что журнал нужно делать для женщин. Если в семье женщина не занимается здоровьем – то им никто не занимается. Еще одна мечта – чтобы наш журнал был в каждой семье. Названием Анатомика я хотела сказать, что анатомия также основательна, как и семья. Это раздел, без которой медицины не существует.


Бизнес-план. Самое сложное – все просчитать


Как сделать так, чтобы быть сытым. Когда ты знаешь проблемы своих коллег, хотелось бы чтобы твоя редакция хорошо зарабатывала. Мы прошли через разные офисы и хотелось, чтобы редакции творческая мастерская была как дом. Учредитель не был к этому готов. Муж предложил пустую квартиру, в которой мы организовали редакцию, была микроволновка, холодильник и даже пылесос. К нам уже полтора года приходят рекламодатели, врачи и прочие люди, для которых есть тапочки. Все удивляются такой атмосфере. Редакция –это не только бизнес-план, но и творчество, и удовольствие. Нужно учитывать все.


Если вы создаете издание – нужно работать с профессионалами, не надо экономить


Когда мы берем подобные проекты – это все расходы. Операторы, монтажеры, аренда студии, эксклюзивные фотографии, на них нельзя экономить. Когда я взяла экономически выгодного фотографа – это сказалось на качестве.


Доходы


Когда мы разговаривали с учредителем, я сказала, что через год о нам все узнают. В основном мы покрываем свои расходы за счет рекламы продукции и услуг клиник. Сейчас, спустя 4 номера, мы начали оформлять подписку. Риски очень большие. И учредителю очень важно найти главреда, который сможет не бросить все при первой трудности. Все бывает. Бывали случаи, когда я оставалась одна и приходилось писать одной вместо авторов, верстать, продумывать макеты. Важно главреду настоять и утвердить все позиции. Чтобы был и менеджер по продажам и менеджер по рекламе. Это в более-менее идеальной команде. На самом деле часто приходится все делать самой.


Очень важно, чтобы у вас был дизайнер верстальщик
.

Три столпа: главред, фотограф и дизайнер. Важно, чтобы они были профессионалами, на них нельзя экономить. Прежде чем начать работать над журналом, я переговорила почти со всеми арт-директорами глянцевых изданий, пытаясь переманить их к себе. В самом начале люди с недоверием ко мне относились, сейчас уже люди готовы с нами сотрудничать.


Выбор типографии.

Этим занимается главный редактор. Мы перебрали несколько типографий, среди которых был Print.uz, одна из самых демократичных в плане цен. Первый выпуск был нормальный, но второй было невозможно держать в руках. Ошибки не признавали, пока мы не написали пост «50 оттенков Print.uz». Тогда они согласились перепечатать за свой счет и мне было стыдно показывать свой продукт рекламодателям и читателям. Не надо гоняться за дешевыми ценами. Какая-бы не была супер-типография – не стоит ей доверять. Вы должны все проверять, не давать свободного времени, чтобы что-то проскользнуло. Из-за подобных ошибок я вышла на более дорогую типографию. Личный контроль, требовательность и категоричность – качества, которые нужны при работе с типографиями.


Обязательно продумываем, как распространять продукт

Наша продукция как молочная – не должна долго храниться дома, нужно быстро сбыть, чтобы не прокисла. Чтобы труд не пропал зря. Мы не хотели, чтобы журнал лежал бесплатно в заведениях. Хотелось, чтобы люди платили, и понимали его ценность. В первую очередь стали думать, за сколько будем его продавать. Журнал нам обходился в 105 тысяч. И мы долго думали, купят ли его люди, когда многие журналы лежат в открытом доступе. Решили, что будем продавать его за 65 тысяч. Его почти никто не покупал, только друзья, родственники и т.д.

В следующий раз решили пойти по крупным клиникам за корпоративной подпиской. Сейчас нас закупает железная дорога. Через журнал мы смогли пробить их доверие. Наши журналы распространяются на бортах Афросиаба, в аэропортах, клиниках-партнерах. Каждый раз это очень кропотливый путь. Главному редактору приходится быть коммерческим директором, но никому другому это доверять не стоит. Когда говоришь рекламодателю о своем собственном издании – доверия больше.


Самый сложный этап для журнала – первый выпуск. Долго думали, работали. В первом выпуске у нас было 35 полос рекламы. Важно держать все и дальше на уровне, становиться лучше.

Если вы будете работать в Узбекистане – очень важно, чтобы контент был и на узбекском. Когда я подбираю в команду людей, я хочу, чтобы у людей не было отторжения от узбекского языка. Потому что наш узбекский контент невозможно читать. На этих публикациях нельзя развиваться. Многие читатели просят статьи на узбекском и это экономически выгодно.

В каждом номере мы рассказывали истории. В первом выпуске про особенных мам, во втором про людей с витилиго. Сейчас мы создаем детский путеводитель, где мы будем говорить о том, чтобы дети знали, как устроено их тело, о половом воспитании.

Во всем мире люди обычно идут к врачам, только когда у них уже нестерпимые боли. Мы хотим сделать так, чтобы лечиться, мониторить свое здоровье и проходить диагностику - было бы таким же явлением, как ходить на фитнесс в спортзал. Важно, чтобы люди трепетно относились к своему здоровью.