Голос как инструмент
Спикер: DJ Black. Ведущий радиостанции Узбеки Таронаси. Более 15 лет на радио.
Расскажем, покажем, как правильно пользоваться голосом, как управлять его громкостью, не напрягая голосовые связки, научим подбирать правильный тембр и правильно извлекать с помощью нашего голосового аппарата.
То, как мы используем голос – зависит от нас самих. С помощью голоса можно достичь определенной цели.


Экспрессия. Что это?

- выражение. Это дословный перевод.
- передача своих эмоций, в выразительной форме.

На самом деле, проявление наших чувств, это и есть экспрессия. Настроение, мысли, в широком смысле повышенная выразительность произведения искусства, достигаемое всей совокупностью художественных средств и зависящее от манеры и характера работы художника. В узком смысле - проявление темперамента художника в его творческом почерке, фактуре мазка, в рисунке и т.д.

Как экспрессия отражается на картинах, так же она напрямую связана и с голосом, просто на картинах это более понятно. Для того, чтобы наша речь была выразительной, мы можем её окрашивать интонацией и акцентами на определённых словах или звуках. Самый яркий пример экспрессии – аудио-сказки, слушая их, ваше воображение начинает играть в стиле того, кто рассказывает. Представьте себе, когда вы разговариваете с собеседником, вы смотрите ему в глаза и когда вы что-то рассказываете, у вас внутри идёт картинка ощущений, о чем вы говорите, она может передавать экспрессию, что оказывает соответствующий эффект на собеседника. Если вы научитесь это транслировать и через ваш голос станет по-настоящему действенным инструментом.

Есть определенные истины в управлении голосом.

Первое, что нужно для управления голосом - его нужно научиться правильно извлекать. Непосредственно об этом мы поговорим позже, однако забегая вперед: первое, чему учат на уроках вокала, грубо говоря, в старой школе пения – дыхание диафрагмой (т.е. солнечным сплетением), но это не совсем удобно. Есть и другой не менее действенный способ, как альтернатива дыханию диафрагмой – малое дыхание («Полный трактат об искусстве пения. Учебное пособие» Мануэля Гарсиа). Это когда мы дышим легкими, и настолько насколько глубоко мы вдыхаем - настолько долго мы можем протянуть какую-то ноту и говорить.

Грудной тип дыхания – дыхание, которое не переполняет лёгкие и при котором живот не должен расширяться. При очень глубоком дыхании, которому нас учат в «старой школе», наша кровь перенасыщается кислородом, который нужно израсходовать, наравне с перенасыщением кислородом, в нашу кровь выбрасывается адреналин. Когда мы выходим на сцену делая глубокий вдох, наш организм начинает готовиться к серьёзному рабочему процессу, которого не происходит, из-за этого происходит больший износ организма.

Проблема многих, кто выходит на сцену – волнение. Когда мы нервничаем, наши мышцы начинают сокращаться в том числе и мышцы, отвечающие непосредственно за сам голос. Для того, чтобы всего этого не происходило, нужно держать нашу гортань в правильном положении.

Чтобы задействовать весь голосовой аппарат необходим воздух, поставляемый легкими, ни в коем случае ни животом, диафрагма должна быть немного напряжена.

Когда мы разговариваем в эфире и когда нам нужно произнести большое количество текста, часто у нас бывает такое, что нам не хватает воздуха, для того чтобы произнести весь текст. Чтобы этого избежать, наберите немного дыхания и постарайтесь заранее просчитать, где в вашем тексте вы сделаете паузу, для того чтобы набрать ещё воздуха, что, собственно, и подразумевает малое дыхание. Если вы ему научитесь, то вам будет не страшно и три, и пять часов разговаривать.


Резонанс


Что такое резонанс? Резонанс — это то, как мы извлекаем воздух. Большинство из нас говорит на связках, что не очень хорошо. 30 минут неправильного звукоизвлечения и у вас садиться голос. Многие исполнители, у которых срывается голос, зачастую потому, что помимо исполнения занимаются ещё какими-то действиями и это вытаскивает огромный поток воздуха, из живота из лёгких который и вырывается несамостоятельно. Когда мы слишком сильно даем давление, которого не должно быть, голос проходит через связки, при этом их повреждая.


Высота тона

От чего зависит высота нашего голоса? Начнем с примера – допустим мы находимся на Украине, где звучание определенных букв разное, в отличие от той же России. Если мы долго будем там находится, то начнем говорить так же, как и там, подстраиваясь под окружающую среду. Зачастую то как мы разговариваем, зависит от того, где мы выросли, т.е. окружение наше очень сильно влияет на нашу речь. Так же и высота нашего тона формируется с детства. Ребенок слышит, как разговаривают окружающие и он начинает себя тренировать, приучать, привыкать, а после уже на автомате разговаривать именно так. Однако высоту нашего тона можно изменить, если мы понимаем из чего состоит это всё и как этим управлять, за исключением моментов, когда нам природой дан оптимальный тембр и высота тона. Высота тона характеризует высоту произносимых звуков, и зависит от частотной вибрации нашей гортани. Обладая обычным строением гортани, мы можем натренировать себя говорить с определенной высотой тона нашего голоса, слушая интересующий нас голос и пытаясь его повторить, обращая внимание на детали. Пример тому – «пранкеры», которые пародируют голоса известных личностей.


Тембр голоса

Тембр голоса – это яркость звука, его индивидуальность, передаваемая во время пения. Звучание определяется основным тоном и дополнительными звуками, именуемыми обертонами. По нему окружающие определяют то, что говорите именно вы. Тембр сродни вашему индивидуальному почерку.

Если вы начнете прислушиваться к голосам, которые вам нравятся, подрожать им или говорить так, как говорит человек и со временем вы привыкнете говорить именно так.


Артикуляция и метасообщение

Эмоция, экспрессия, возможность правильно, ясно и четко донести определенный звук. С помощью артикуляции вас будут легче понимать.

Очень важно, когда мы говорим с собеседником, смотреть ему в глаза, представлять то, о чем вы говорим и дальше вещать. Потому что можно по человеку, когда он разговаривает, а это в основном ораторы, понять то, о чем он хочет сказать. Это и есть метасообщение.


Строение речевого аппарата

Очень важными элементами являются – Трахея и Гортань. Трахея выглядит как трубка и по своему строению напоминает флейту. Корень языка – задняя часть языка, обращенная к глотке. По Багрунову, гладкая мышца управляет натяжением мембранозной части трахеи. в следствии этого при прохождении через трахею, струи воздуха, мембрана начинает вибрировать. Эффект такой же при завывании ветра в пещере, при извлечении звука из пивной бутылки. Данный механизм работает, как флейта или орган. Это то, о чем мы говорили ранее – т.е. не нужно использовать сильное дыхание для того, чтобы говорить громко или петь правильно. Для того чтобы ослабить нагрузку на свой речевой аппарат, и при этом сделать речь более громкой и выразительной есть удобное упражнение - Отключать горло от голоса. Необходимо опустить кадык и уменьшить нагрузку на связки, и когда мы будем разговаривать тем, что у нас исходит из легких, наш голос станет громче.


Упражнения

Есть четыре упражнения для статики и четыре упражнения для динамики. Они у вас будут в приложении. На них уходит около десяти минут в день. В течении месяца выполняя их вы увидите, как будет меняться всё в вашем голосе, начиная от тембра, заканчивая высотой.

Время выполнения – одна минута. Для того чтобы держать мышцы и часть речевого аппарата в тонусе:

- дыхание – дышать можно как вам удобно. Важно держать в определенном положении кадык. Попробуйте прижать язык к низу и освободить заднюю его часть.

- рот открыт, нос закрыт. Воздух, проходя через открытый рот, напрягает определенное количество мышц и расслабляя другие.

Выполнение этих упражнений позволит вам сделать ваш речевой аппарат более гибким. После того как вы разомнете его и натренируете, то вы сможете моделировать голос, который вы хотите слышать от себя. Т.е. вы сможете научиться говорить на тон ниже, или на пол тона выше, делать это всё, не напрягаясь и не краснея.


Записывайте себя на диктофон

До момента пока вы не научитесь извлекать голос в том стиле, который вам будет нравится. Для того чтобы это делать, вам нужен будет образец. Попробуйте подойти внимательно к тому, что окружает вас и научиться транслировать приближенно к определенному человеку. Если у вас будет образец, каким голосом вы бы хотели обладать, вам легче будет искать его. Но не записывая себя на диктофон, вы не поймете, как ваш голос звучит. При этом тембрально он может звучать без записи по одному, а когда вы записываете себя на диктофон, он может звучать по-другому. Поэтому чтобы совместить одно с другим, чаще экспериментируйте, записывайте, слушайте, анализируйте.

Чтобы было легче перенастраивать, берете пять личностей известных вам, выписываете определенные особые приметы в их голосе, и начинаете в диктофон говорить, как они, вот тогда у вас появится возможность посмотреть, можете ли вы управлять своим голосом и где вам не хватает вы будете слушать и обращать внимание на детали. Это позволит вам научиться пользоваться полностью всем своим речевым аппаратом, научитесь постепенно приходить к определенному звучанию, а дальше просто сможете выбрать определенный профиль, который вам нравится. Чем дольше и больше вы будете в этом стиле разговаривать, тем быстрее вы в него вживетесь.



Как рождается «подводка» для эфира?

Всё очень просто - Придумали. Мысленно проговорили. Записали. Прочитали. Прочитали вслух.

Т.е. когда у нас появилась мысль, мы её должны мысленно проговорить, записать чтобы не забыть, прочитать её снова и послушать то, как она будет звучать. Вот тогда будет очень эффективно запоминать и дополнять свои мысли, потому что на бумаге это сделать намного проще.