18. Основы дизайна
Спикер: Фаррух Шарипов. Сооснователь и арт-директор креативной лаборатории "Синтез". Член жюри конкурса TAF!
Меня зовут Фаррух Шарипов, я арт-директор креативной лаборатории Synthesis, мы занимаемся рекламой, брендингом и немного дизайном

Давайте поговорим о типографии, шрифтах

С чего все началось?

Человеку нужно было передать другому человеку мысли, мнения, информацию. У нас есть 3 способа, с помощью которых передают информацию:

1. Язык жестов – с помощью языка жестов люди общались еще до того, как появилась речь.

2. Речь – со временем люди научились разговаривать, придумывать какие-то фразы и с помощью них что-либо объяснять. Таким образом мы друг друга слушали. Но проблема в том, что люди не могли эти мысли сохранить на несколько лет вперед. Нужен был носитель, на который записываются мысли. Мы каждый раз становимся умнее, потому что опыт предыдущего поколения откладывается у нас. Все это началось с носителей, в который мы записывали информацию. У каждой страны когда-то был свой бухучёт, первыми были шумеры, которые записывали все на глиняных табличках.

3. Символы - 5000 лет до н.э. на территории Румынии люди начали писать символы на камнях - пиктограммы. Отличие пиктограмм от наскальных рисунков неандертальцев заключается в том, что рисунки не были письменностью как таковой. Слова заключались в символы. Когда мы открываем свой смартфон, то видим иконки приложений, это самый легкий способ передать информацию. В древнекитайских писаниях каждый символ означал целую фразу.


Что такое текст?

Текст – это материальный носитель человеческой мысли. Мы передаем его через материальное. Читая его, мы понимаем абстрактные вещи и можем передавать эту информацию другим.

С чего все началось? Иоганн Гуттенберг – отец шрифтов, текстов, типографики и всего, что мы сейчас видим. Он изобретатель первого печатного станка и производитель первого бестселлера на свете – Библии. Раньше всю Библию писали вручную и достать эту книгу было очень тяжело из-за стоимости.

С чего начинается печать книги?

Отливка литер. Литра это буква, маленькая плашка, которая делается из меди, олова и сурьмы. Буквы собираются в одну решетку и получается абзац. Сначала нужно отлить все буквы и символы в большом количестве. Каждая книга печаталась по одному листу. Сначала собирают решетку для первой страницы, отпечатают 200 листов, потом собирают решетку для оборотной стороны и отпечатывают 200 листов оборотной стороны. И так пока не будет закончена вся книга.

Для того чтобы напечатать изображение, его зеркальное изображение вырезалось на дереве, эту форму, вставлялось вместе с литрами в решетку и наносили на поверхность бумаги. Изображения раскрашивались вручную, поскольку печать не позволяла отпечатать многоцветные изображения.

Кегель. Многое из типографики имеет немецкие корни. Шрифт, кегель – слова немецкого происхождения. Кегель – размер буквы или символа. в первое время существования набора такой единицы измерения еще не существовало, и каждый типограф отливал шрифты своих размеров. Сейчас в том же ворде можно задать определенное значение Кегеля.

Все правила редакции и внешнего вида текста, придуманные Гуттенбергом, не особо поменялись за столько лет.

Шрифт – это графическое начертание букв в единой стилистике. Есть разные виды шрифтов и также группы шрифтов называются гарнитурой – New Times Roman и New Times Roman Bold.



Виды шрифтов:

1. Антиква – шрифты с засечками. Антиква старого стиля — это первый официальный шрифт, Garamond. Он использовался в книгах.

2. Гротески – шрифты без засечек. Бывают гуманистические, геометрические, новые гротески

3. Декоративные виды шрифтов – акцидентные, рукописные, готические

Антиква очень красивая, передает характер, эмоции, если вы написали лонгрид, то лучше использовать антикву. Потому что, когда засечки идут сверху и снизу – человек не путает один абзац со вторым абзацем. Человеку легче читается текст книги, когда он написан антиквой.

Гротескные шрифты очень минималистичные. Их сложнее читать, зато можно использовать графически – в логотипах, названиях заведений, как заголовки и т.д.

Старые гротески имеются в большинстве компьютеров, они также были придуманы в Европе. Много логотипов используют сочетание Helvetica. Gill Sans – однозначно английский шрифт. В метро Лондона используют шрифт Gill Sans. Futura была придумана во время эры минимализма.

Акцидентные шрифты – придуманный художником шрифт без полного алфавита или правил.

Многие печатные книги из-за того, что производство начиналось в Германии, у них был национальный стиль писания – готика, к которому люди привыкли. Это изначально рукописный шрифт.

Есть небуквенные шрифты, в конце списка шрифтов в Word, они нужны для того, чтобы обозначать что-либо иконками. Их использовали веб-дизайнеры, чтобы не загружать каждый раз .png файл, а просто использовать шрифт с нужными символами.


Стартерпак для дизайнеров

Когда Билл Гейтс создавал свою операционную систему, для нее нужны были бесплатные шрифты. На самом деле в Windows есть хорошие шрифты, но в основном они ужасные.

Arial – один в один копия Helvetica.

Раньше шрифт Impact был для рекламных объявлений в газетах по типу «продаю холодильник», чтобы они были максимально яркими и заметными. Этот шрифт становится знакомым всем, но никто не знает, как он называется

Каждый шрифт имеет под собой эмоциональную привязку. Некоторые подходят лучше для пригласительных на свадьбу, другие – для использования в банках.

Шрифт может передавать любой смысл какой вы хотите. Можно убить часы и дни на выбор шрифта, особенно когда делаешь обложку.

Римляне, во время написания текста, пробелы не ставили, по причине того, что оплата производилась за один холст, на который нужно было поместить максимальное количество текста и информации. Пробел, следовательно, означал потерю денег. Для того, чтобы отделять слова друг от друга, они ставили точки.

Схожее кстати можно было наблюдать и в «Одноклассниках» раньше, при написании текста не было возможности ставить пробелы и для того, чтобы как-то отделить слова друг от друга так же приходилось применять сторонние символы, такие как нижние подчеркивания или слэши.

(комментарий к видео*) Этот шрифт стал популярным по причине того, что его можно использовать в совершенно любом фильме, будь то хоррор, мелодрама или какая-то фантастика, поскольку он отлично подходит для передачи совершенно любого смысла, но при этом тут так же имеется возможность с ним поработать (поиграть) при помощи компьютерной графики, т.е. сделать его из камней, и при этом передать любой посыл.


Эмоциональность графики

В наше время у нас масса возможностей и функционала для создания графической информации. Раньше люди, для украшения текста и книг, люди использовали рисунки, по первости и они были довольно простыми по сравнению с тем, что мы имеем сейчас – 3d и 4d графикой и анимацией. Физические носители, книги, которыми пользовались люди этого не позволяли. Все современные источники информации, такие как сайты позволяют встроить в текст и оформление любые анимационные элементы, эффекты появления текста, что позволяет сделать восприятие информации большее эмоциональным, приятным и удобным.

Мы живем в эру, когда каждый человек – ребенок. Раньше существовало понятие - «баннерной слепоты», т.е. все устанавливают себе AD Block, по умолчанию, чтобы не смотреть рекламу, который скрывает абсолютно все рекламные баннеры в вашем браузере, то сейчас появилось новое понятие – «Слепота Лонгридов» (Long Read), т.е. людям абсолютно не интересно читать какую-то длинную статью, если только она не супер-крутая и интересная, способная заинтересовать читателя с первых слов. Но если в статье очень долго и монотонно излагается какая-то мысль или факты, то люди её читать не будут, потому что сейчас эра Твиттер-Формата, коротких сообщений, где всё излагается очень коротко и по существу.

Чтобы заинтересовать человека прочитать текст, необходимо сделать его более интерактивным и динамичным - добавить какие-то графические элементы. Самое главное и в графике, и в журналистике – вызвать эмоции. Вы можете сделать очень крутое расследование или текст, наполнить его запоминающимися фразами или цитатами, но, если это всё не будет красиво оформлено, вы в пустую потратите своё время, потому что большинство людей его просто пролистнет. Вы должны заинтересовать человека и вызвать какие-то эмоции при прочтении вашего материала. Наполнив текст какими-то иллюстрациями, инфографиками и т.д. Есть масса возможностей для осуществления этого в самом браузере, такие как сервисы для создания изображений и инфографиков и добавления их с помощью скриптов.

Часто бытует мнение, что СМИ — это та же самая газета, только в электронном формате, ну и как для газеты используется та же верстка, то же оформление текста, так же используются заголовки и изображения, но это не правильный подход. Сайты имеют огромный функционал, который не используется в полной мере, когда из него пытаются сделать газету.